Смазка для ступичных подшипников: как выбрать и как смазать подшипник ступицы
- ➡️ Какие ступичные подшипники нужно смазывать и когда
- ➡️ Какую смазку использовать: виды, маркировки
- ➡️ Рейтинг смазок для ступичных подшипников
- ➡️ Инструкция по смазыванию открытого ступичного подшипника конического типа
- ➡️ Смазывание закрытого подшипника без разборки
- ➡️ Инструкция по смазыванию неразборной конструкции
- ➡️ Самые частые вопросы по смазке
- ➡️ Выводы и полезные рекомендации
Смазка в ступичных подшипниках (далее «СП») необходима, чтобы избежать износа тел и дорожек качения, сепараторов, перегрева узла, коррозии.
Заводская смазка закладывается только в подшипники закрытого типа. Добавлять смазывающие составы в такие шарикоподшипники требуется только после определенного пробега автомобиля.
Открытые ступичные узлы, например при установленных однорядных конических роликоподшипниках, требуется смазывать непосредственно перед установкой или заменой.
В статье подробно рассказано о видах смазки, как её выбрать и, как самостоятельно смазать ступичные подшипники.
Какие ступичные подшипники смазываются и когда
Как говорилось выше, закрытые двухрядные задние или передние ступичные подшипники колес смазываются только в процессе эксплуатации, в среднем после 50-60 тысяч км. Но ступичный узел рекомендуются проверять на протечку смазки и на нарушения целостности уплотнителя, вне зависимости шариковый или роликовый тип изделия установлен.
Роликовые ступичные более устойчивы к нагрузке, но срок службы зачастую меньше, чем у шариковых и у них меньше максимальную скорость вращения, а следовательно и температуры там ниже. Для них требуется больше смазочного материала, чтобы внутренние детали качения не перегревались и не деформировались.
Если говорить об однорядных конических роликоподшипниках (только такой тип однорядных используется в ступичных узлах), то они более требовательны к спецсмазке, так как не имеют уплотнителей и зачастую смазочный материал вытекает. У таких узлов следует внимательно относится к защитным сальникам, которые устанавливаются в узлы такого типа.
У многих авто используется сборный тип конструкции ступичного узла, когда подшипник совмещен со ступицей. Смазать деталь в таком исполнении возможно, если имеется специальное отверстие, или если имеется открытая сторона с мягким уплотнение – что очень редко. У таких подшипниковых узлов срок службы повышен, поэтому и количества заводской спецсмазки хватает на весь срок службы, но бывают исключения.
Когда нужно смазывать подшипник
Замена смазки для подшипников ступицы требуется для увеличения срока службы детали и правильной её работы. Мастера советуют заменять смазывающие составы через 20-30 километров пробега в узлах с однорядными типоразмерами, и через 40-60 у закрытых двухрядных.
Но кроме естественного износа, иногда возникают ситуации, когда требуется добавить спецсмазку, например, в летнее время она может уменьшаться быстрее, или если имеются небольшие протечки сальника или уплотнения.
Какая смазка используется в ступичных подшипниках
Выделяют следующе виды смазки:
- Составы, содержащие литий. Один из распространенных. Доступный в продаже, но есть минус – практическое отсутствие защиты поверхности от влажности. Представитель – «Литол 24».
- Лубрикаторы, устойчивые к температуре. Приобретает теплостойкие характеристики из-за порошка меди и никеля. Добавляются так же и другие металлы. Характерная продукция – Castrol LMX.
- С полимочевиной. Популярный раствор в автомобилестроении. В составе смазки: кальций-сульфанат для стабилизации. Устойчив к температуре до 220 градусов Цельсия. Пример – AIMOL Greasetech Polyurea EP 2.
- С молибденом. Обладает термической стойкостью. Минус – при соединении с водой выделяет конденсат, что сокращающее срок службы деталей.
- Перфторполиэфирные. Применяется в гоночных моделях и автомобилях премиального класса. Высокая стоимость не оправдывает практического использования.
Маркировка
Смазочный материал обозначается в маркировке п/ш. Согласно ГОСТ 3189-89, производитель должен предусмотреть в своих изделиях с смазывающий компонент определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта.
Марка смазки | Знак |
---|---|
ЦИАТИМ-201 | - |
ОКБ-122-7 | С1 |
ЦИАТИМ-221 | С2 |
ВНИИНП-210 | С3 |
ЦИАТИМ-221С | С4 |
ЦИАТИМ-202 | С5 |
ПФМС-4С | С6 |
ВНИИНП-271 | С7 |
ВНИИНП-235 | С8 |
ЛЗ-31 | С9 |
N 158 | С10 |
СИОЛ | С11 |
ВНИИНП-260 | С12 |
ВНИИНП-281 | С13 |
ФИОЛ-2У | С14 |
ВНИИНП-207 | С15 |
ВНИИНП-246 | С16 |
ЛИТОЛ-24 | С17 |
ВНИИНП-233 | С18 |
ВНИИНП-274 | С20 |
ЭРА | С21 |
СВЭМ | С22 |
ШРУС-4 | С23 |
СЭДА | С24 |
ИНДА | С25 |
ЛДС-3 | С26 |
ФИНОЛ | С27 |
Например, 6-256907EK12С20. С20 – это тип смазывающего состава.
У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемого объема в закрытый подшипник.
Рейтинг смазки для ступичных подшипников. Какая лучше
Какую же смазку лучше использовать в ступичных узлах если на выбор лучшей автосмазки влияют несколько показателей:
- Характеристики деталей / узлов
- Температурный режим
- Уровень влаги
- Климатические условия
- Отзывы
- Производитель
- Предпочтения владельца и стоимость товара
На основании вышеперечисленных показателей, был составлен список-рейтинг предпочтительных марок.
Наименование | Краткое описание | Цена на 2022 год, руб |
---|---|---|
LIQUI MOLY LM 50 | Лубрикатор характеризуется устойчивостью к разным температурным режимам. База – литиевое вещество. | 865 ₽ – 400 грамм |
SKF LGWA 2 | Состоит из минералов и лития. Используется при высоких эксплуатационных температурах. Эффективен в условиях влаги. | 889 ₽ - 200 грамм |
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE | Подходит для всех типов запчастей. В составе – металлы, обладающие антикоррозийными свойствами. | 730 ₽ – 450 грамм |
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 | Состоит из загустителя. Входят минералы, литий. Нет дополнительного присадок. | 790 ₽ – 400 грамм |
Motul Tech Grease 300 | Пластичная. Применяется при высоких нагрузках. Выдерживает температуру до 200 градусов. | 340 ₽ – 200 грамм |
Mobil XHP 222 | Основной элемент – литий. Разработан специально для условий повышенной нагрузки. Обеспечивает хорошую защиту от коррозии, воды. Устойчив к температуре. | 410 ₽ – 700 грамм |
LIQUI MOLY LM 50
Спецсмазка для ступичного подшипника синего цвета. Относится к литиевому типу, а точнее к консистентным смазкам второго класса NLGI.
- Проявляет устойчивость к тяжелым эксплуатационным условиям, не поддается коррозии, окислению, воздействию воды.
- Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502 KР 2 Р-30.
- Температурный диапазон применения: от -30°C - +160°C кратковременно +200°C
Видео – тест LIQUI MOLY LM 50 на трение
SKF LGWA 2
Пластичный состав, который состоит из лития и минералов. Применяют в условиях экстремальных температур и нагрузки. По влагостойкости - одна из лучших в своем классе. Разработчик «SKF»: ведущий в списке производителей подшипников, но это и минус, так как сложно найти на полках магазинов.
- температура работы – до 220 градусов,
- активное смазывание при нагрузках и низких частотах,
- антикоррозийные свойства.
Рекомендуется к использованию в грузовых автомобилях, трейлерах, обычных машинах.
Step Up HIGH
Базовое вещество – литий. Содержит металлические включения, обладающие антикоррозийными свойствами. Сохраняет полезные характеристики при воздействии инородных растворов, грязи, влаги. Среди других характеристик:
- способен выдержать температуру до 250 градусов;
- нагрузка – 1166 Н;
- скорость до 10000 оборотов за минуту.
Характерная черта – высокие температурные показатели. Используется на сильном морозе или при жаре в южных областях страны. Устанавливается на спортивных машинах, которые подвергаются высоким нагрузкам.
Castrol LMX Li-Komplexfett 2
Используется литиевый загуститель для пластичности, основа - минерального масла и с пакетом присадок. Стойкость к затвердевани, пониженное выделение масла, а так же адгезия к металлическим поверхностям. Применяется для высоких температур ступиц.
- зеленый цвет;
- сохраняет свойства при -35° С;
- легко смывается водой;
- не терпит попадания прямых солнечных лучей;
- температура – до 260 градусов.
Motul Tech Grease 300
Смазывающий комплекс разработан на минеральных и синтетических растворах с добавлением литиевого элемента. Класс - NLGI 2. Имеет зеленый цвет. Присадки в составе: противозадирные, противоизносные, антиокислительные и антикоррозионные.
- противозадирные свойства;
- температура – от -30° С до +150° С при продолжительной работе, до 200 – при нагрузках;
- стойкость к коррозии;
- сохраняет свойства при -30° С;
- не смывается, удерживается на поверхности;
- сохраняет стойкость при высоких нагрузках.
Mobil XHP 222
Относится к пластичному типу. Изготавливается на литиевой основе. Разработка по специальной технологии обеспечения повышенной защиты. Смазки Mobilgrease XHP выпускаются классом 00, 0, 1, 2 и 3 по NLGI с вязкостью базового масла ISO VG 220. Темно-синий цвет.
- устойчивость к воздействию воды;
- обеспечение сцепления с металлической поверхностью;
- защита от формирования коррозии;
- стойкость к разрушению в условиях высокой температуры.
Как смазать открытый ступичный подшипник конического типа
Как правило, в ступичный узел устанавливаются два открытых ступичных подшипника конического типа. Если вы устанавливаете новые детали, при замене старых, то необходимо тщательно промазать внутренние обоймы вместе с роликами, затем внешние обоймы с внутренней стороны и только потом устанавливать роликоподшипники.
Если вы смазываете уже установленные детали, то рассмотрим процедуру пошагово:
- Установите транспорт на ровную поверхность.
- Ослабьте колесные болты и гайку ступицы.
- Поднимите колесо домкратом.
- Демонтируйте колесо, что снять гайку ступицы.
- Далее в зависимости от колеса (переднее или заднее), демонтируем поворотный кулак (если переднее) или тормозной барабан (если заднее).
- Снимите ступицу, извлеките уплотнительную защитную шайбу (сальник).
- Далее извлеките внутренние обоймы.
- Удалите старый смазывающий состав, промойте обоймы в масле (его можно слегка нагреть). Протрите насухо детали.
- На чистые обоймы нанесите новую смазку, так чтобы она попала внутрь (в сепаратор и на ролики).
- Протрите ступицу изнутри, вместе с внешними обоймами.
- Вставьте внутренние обоймы, соберите узел.
- Сделайте монтаж деталей в обратной последовательности.
Фотоотчёт:
Посмотреть процесс на видео:
Видео процесса со снятием и разборкой:
Как смазывать закрытый подшипник ступицы без разборки
Закрытые передние или задние ступичные шарикоподшипники имеют, как правило, металлические защитные шайбы, которые невозможно демонтировать без их повреждения. Из-за данной особенности, смазывать закрытые типы подшипников проблематично, но есть несколько лайф-хаков.
- Смазывание разогретым литолом через шприц с иглой.
- Нагреваем смазку в ванночке до жидкого состояния, но тут не допускается превышать максимальную температуру.
- Заливаем жидкость в медицинский шприц, и вводим состав внутрь через небольшой зазор между кольцом и защитной шайбой или между внутренними кольцами, как на фото ниже.
- Делайте «уколы» равномерно по всему диаметру.
- Отметим, что не все типоразмеры подшипников подойдут для данного метода.
- Вдавливание смазывающего состава шприцом от тюбика. Процесс наглядно показан на видео. Сложность заключается в том, что сложно найти большой шприц подходящего диаметра.
Видео: «Смазывание закрытого пoдшипниka»
Видео: «Как смазать закрытый шарикоподшипник»
- Используем промышленный пылесос и с помощью всасывания смазываем полость шарикоподшипника. Интересный способ, смотрите на видео.
Видео: «Смазка закрытого пoдшипниka через пылесос»
- Демонтаж защитной шайбы. Производится острой маленькой отвёрткой или шилом.
- Аккуратно поддеваем кромку шайбы по всему диаметру.
- Старайтесь минимально деформировать уплотнение и не повредите резиновую кромку.
- Чтобы установить элемент обратно его необходимо выпрямить, затем ровно поставить шайбу на прежнее место.
- Подберите трубу или проставку, с таким внешним диаметром, чтобы кромка располагалась ровно по внешнему диаметру шайбы, как показано на фото.
- Далее потребуется пресс, чтобы вставить шайбу на место, или используйте тиски.
- При необходимости аккуратно отвёрткой запрессуйте кромку шайбы в паз.
Фотоотчёт:
Видео: «Как смазать закрытый ступичный пoдшипниk»
Как смазать неразборную конструкцию
Когда подшипник и фланец соединены, возникают проблемы с процедурой. В этом случае придётся разбирать деталь, снимая обойму, шарики, сепаратор. У некоторых видов конструкций такая операция невозможна или наоборот, производители конструктивно предусматривает отверстие для смазывания. Приведём самый распространённый пример, когда отверстие отсутствует и требуется разобрать ступицу.
- Начинаем разборку с внутренней части СП.
- Нажимаем отверткой между двумя внутренними обоймами, и вынимаю внутреннюю обойму с металлическим пыльником.
- Сняв обойму, видим сальник, а так же тела качения и пластиковый сепаратор.
- Поддеваем и вынимаем сальник.
- Далее аккуратно извлекаем внутреннее кольцо.
- Очистить сепараторы от старого состава. Все детали протереть ветошью.
- Сепараторы значительно отличаются по конфигурации и размеру.
- Наносим новый смазывающий состав на дорожку тел качения.
- Устанавливаем несколько тел качения на смазку.
- Вставляем сепаратор, а в него оставшиеся тела качения. Добавляем смазывающего компонента.
- Закрываем шарики внутренней обоймой, переворачиваем ступицу и продолжаем процесс сборки.
- Наносим спецсмазку на рабочую поверхность (дорожку).
- Вставляем сепаратор с телами качения в полость СП. Добавляем смазывающий компонент.
- Устанавливаем сальник металлической стороной внутрь ступицы.
- Деталь готова к установке.
Фотоотчёт:
Видео: Процесс смазывания через отверстие
Частые вопросы по смазке и её замене
Сколько требуется закладывать смазки
Объем закладываемой смазки регламентируется стандартами. Но упрощенно прикинуть, то ввысокооборотистые элементы качения закладывают на 40-50% или менее от внутреннего свободного объема. Если шарикоподшипник тихоходный (меньше 1000 оборотов в минуту), то заполнять можно количеством почти 100% от объема.
Смазывать ли новый ступичный подшипник
Когда приобретается новая деталь при непосредственной замене переднего подшипника ступицы или заднего, новые детали закрытого типа не смазывается 30-40 тысяч километров, так как поставляется от производителя с заводским смазочным материалом. При установке открытого роликоподшипника, рекомендуется смазывать согласно инструкциям.
Смазка должна быть синего цвета?
Синий цвет не несет в себе информации о качестве и составе. В известной "158" автосмазке синий цвет придавался за счёт антиокислительной присадки на основе медных включений.
"158ая" была долговечной, применялась в шарнирах и в карданных соединениях. Сейчас недобросовестные производители добавляют синий краситель, тем самым продвигают ее как "лучшая".
Почему не используют Литол24?
Данный вид редко применяют, но всё же у Литола-24 есть и плюсы: это надежный загуститель на литиевом мыле, с отличной водостойкостью. Густота Литола помогает хорошо смазать все поверхности, плюсом так же является низкая цена.
Однако для таких ответственных узлов как СП, рекомендуется применять только импортные смазки, имеющие обозначение в соответствии с классификацией NLGI:
- NLGI LA и NLGI LB.
- NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC.
Смазка для ступичных подшипников и ступиц грузовиков
Из представленных образцов рекомендует купить SKF LGWA 2 или Motul Tech Grease.
Чем смазывать ступичный подшипник Ваз, Газель, Нива?
К легковым автомобилям требования к смазке зависит от конструктивной особенности (роликовый или шариковый). Для ВАЗ купите любую автосмазку из представленных в обзоре, для Нивы, Газели подойдет Motul Tech Grease.
Можно ли смешивать смазки для ступичных подшипников
Не рекомендуется смешивать составы. Решение объясняется тем, что разные типы автосмазки используются в разных условиях. Смешивая вещества, вы рискуете снизить их первоначальные качества и свойства.
Выбирайте продукт, опираясь на эксплуатационные условия транспортного средства и следуя советам, представленным в статье. Исключением может быть та ситуация, когда не возможно удалить всю смазку при добавлении её в закрытый шарикоподшипник.
Как смазать ступичный подшипник, не снимая его
Снимать или нет деталь, это зависит от конструкции узла. В случае с закрытым исполнением, шарикоподшипник рекомендуется снимать минимум ступицу (без выпрессовки). У открытых узлов, получится нанести состав только внешний роликоподшипник, так как до внутреннего будет не добраться - он закрыт сальником.
В заключении
Своевременно смазывайте задние и передние ступичные узлы, следите за протечками, уровнем нагрева корпуса, так как перегревы обычно указывают на недостаточный объем автосмазки или её загрязнение. Рекомендуемые Марки автосмазки описаны в материале, для покупки рассматриваете только оригинальную продукцию.
Видео: «Какие автосмазки бывают и какую выбрать»
Дополнительно советуем прочитать полезные статьи на нашем сайте по тематике «Ступичные подшипники».
- Инструкции и видеоматериалы по замене подшипников.
- Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников.
- Как правильно выбирать подшипник ступицы.
- Как затянуть подшипник ступицы, и на какой момент затяжки.
- Подробная статья по замене заднего ступичного подшипника.
- Подробная статья по замене переднего ступичного подшипника.
- Рассчитать срок службы подшипника ступицы.
- Как проверить ступичный подшипник.
- Как быстро открутить гайку ступичного подшипника.
Момент затяжки гайки подшипника ступицы
11-10-16 254204
Как выбрать ступичный подшипник в 2022 году по производителю
05-05-22 100463
Как сделать грамотную проверку ступичного подшипника
02-03-19 64936
Как легко открутить ступичную гайку - 10 советов
10-03-19 63858
Калькулятор срока службы подшипников ступицы
18-09-16 39522