Замена заднего ступичного подшипника - подробное руководство
- ➡️ Виды неисправностей ступичных подшипников
- ➡️ Диагностика признаков неисправности заднего ступичного подшипника
- ➡️ Основные причины неисправности
- ➡️ Методики замены подшипника задней ступицы
- ➡️ Виды конструкций ступичных узлов
- ➡️ Полезные советы по эксплуатации подшипников
- ➡️ Основные выводы руководства по замене задних ступичных подшипников
Задние ступичные подшипники автомобиля - это вид подшипниковой опоры, которая обеспечивает вращение заднего колеса авто и его жесткую фиксацию на оси. Сам подшипник расположен в ступице, к которой в свою очередь крепится колесо. Подшипники отличаются: конструкцией, размерами, техническими характеристиками.
В данной статье рассмотрим такие вопросы:
- Способы замены задних ступичных подшипников;
- Причины и признаки неисправности;
- Виды ступичных подшипниковых узлов, номера и размеры;
- Советы по эксплуатации и замене.
Для начала приведем 2 типовые схемы расположения деталей. На схеме слева неразборный ступичный узел с HUB-3 (подшипник 3-поколения) – справа HUB-1 (1-поколение).
Какие бывают неисправности ступичного подшипника
- Разгерметизация уплотнений со стороны колеса и датчика ABS является основной неисправностью.
- Усталостное разрушение металла, отслоение по причине длительной эксплуатации.
- Ржавчина, которая может появиться в результате попадания воды на поверхность внутренней или внешней обоймы, а так же ступицы или оси.
- Выбор низкокачественных деталей с отклонениями по геометрическим размерам, приводит к разрушению или проворачиванию корпуса в отверстии кулака или проскальзыванию оси ступицы, колесо виляет, увеличивается люфт.
- Несоответствие количества смазки приводит к заклиниванию.
Признаки неисправности и диагностика
Главный признак – избыточный шум, который усиливается во время езды. Второй важный признак – наличие люфта у колеса.
Чтобы точнее определить неисправность, и понять с какой стороны потребуется ставить новую деталь, необходимо:
- На скорости в 10-15 км/ч резко повернуть руль влево, после чего этот посторонний шум исчезнет, то значит, что шум исходит от левого колеса, а точнее, от подшипника его ступицы.
- Если же шум пропадает при повороте вправо, то придется менять подшипник на правом колесе.
Для проведения 100% диагностики следуйте инструкции:
- Поднять авто подъемником или домкратом.
- Если авто с передним приводом, то запустите двигатель, и на месте наберите скорость в 70-80 км/ч.
- Далее следует на слух определить, от какого колеса исходит больший шум.
- Если колесо не ведущее, то раскрутить его можно руками.
- После остановки колеса нужно взяться одной рукой за верхнюю часть, в второй – за нижнюю.
- Попытайтесь раскачать колесо в вертикальной плоскости.
- Даже при наличии небольшого люфта, подшипник придется менять.
- Аналогично пошатайте колесо в горизонтальной плоскости.
Причины неисправности ступичного подшипника
Силы трения – основной враг для шариков или роликов. Со временем смазка теряет свои качества и начинается истирание сферической поверхности элементов, заключенных внутри обойм. Признак – чрезмерный нагрев, нарастающий гул во время движения, металлический скрежет.
Выход из строя одного из элементов сборки: оси или ступицы непременно скажется на работе подшипника: увеличится сила ударов на обоймы, появится чрезмерная осевая и радиальные нагрузки.
Другие причины:
- экстремальная езда;
- плохие дорожные и климатические условия: грязь, пыль, выбоины;
- неправильная установка, регулировка, применение ударных способов при сборке узла.
Замена подшипника заднего колеса
Так же имеются несколько методик ремонта:
- Со снятием стойки;
- Без снятия стойки;
- С помощью съемника/пресса;
- Без съемника/пресса.
Первые шаги в инструкции аналогичны практически для всех легковых автомобилей:
- Выбираем ровную площадку.
- Ослабляем гайки колеса.
- Вывешиваем домкратом заднее колесо.
- Подкладываем опору под заднюю часть машины, под переднее колесо ставим противооткатный упор.
- Опускаем автомобиль с помощью домкрата на опору.
На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:
Пошаговая инструкция: замена подшипника задней полуоси
В начале статьи показаны схемы устройства основных узлов задней полуоси автомобиля КИА Спортейдж. У данного автомобиля в исполнении 2WD и 4WD различная конструкция заднего ступичного узла, поэтому для примера ремонта мы взяли этот автомобиль.
Различия в ступичном узле: Слева HUB-3 – неразборный узел. Справа HUB-1 – разборный узел: в отверстие кулака 1 последовательно запрессовывают HUB-1, затем ось ступицы 2.
- Демонтаж колеса.
- Выкручиваем 2 диаметрально расположенных винта крепления тормозного диска.
- Отвинчиваем 2 болта крепления суппорта.
- Демонтируем суппорт, проверяем нужно ли менять колодки.
- Снятие тормозного барабана (диска).
- Откручиваем центральную гайку, снимаем прижимную шайбу.
- Попытка выбить полуось при помощи молотка иногда безрезультатна.
- Выдавливаем полуось съемником, откручиваем крепления рычагов и опор, освобождаем кулак.
Фотоотчёт:
Замена подшипника задней ступицы с помощью специального съемника без снятия узла
- Устанавливаем на шпильки ступицы приспособление, именуемое ударный молоток.
- Потребуется несколько сильных ударов, ступица снимется, но часто на ней и внутри кулака остаются обоймы.
- Выводим полуось из отверстия кулака.
- Достаем стопорное кольцо из гнезда кулака.
- Заряжаем винтовой съемник – набор из длинного штока (болта) и набора шайб и круглых пластин (блинов) под диаметры внешних и внутренних обойм, широких колец.
- Круглую пластину упираем в отверстие кулака, пропускаем шток (длинный болт) в отверстие пластины. На другой конец штока надеваем пластину по диаметру наружной обоймы, прижимаем гайкой. Начинаем закручивать болт, на задержку с обратной стороны ставим ключ.
- Используйте в качестве ключа мощный гайковерт или ручной инструмент с удлинителем. Корпус подшипника подастся вперед, чтобы он вышел дальше, добавим широкое кольцо.
Фотоотчёт:
Инструкция по замене ступичного подшипника со снятием узла
Пункты до 7-го такие же, что и в пошаговой инструкции.
- Выкручиваем болт крепления датчика ABS, вытаскиваем из гнезда, убираем в сторону.
- Откручиваем болты тяг и рычагов, прикрепленных к цапфам кулака.
- Разбираем механизмы ручника: обратите внимание на направляющие штифты пружинок, если делаете впервые, сфотографируйте положение деталей.
- Освобождаем тросик ручника, с обратной стороны достаем фиксирующую скобу, вытаскиваем тросик.
- Откручиваем 2 болта крепления стойки амортизатора от цапфы кулака.
- Снимаем узел полностью.
Фотоотчёт
Замена подшипника задней ступицы на прессовочном станке
- Достаем стопорное кольцо.
- После демонтажа ступицы, устанавливаем струбцину или съемник.
- Выпрессовываем вначале ступицу, затем подшипник.
Сборка узла
- После покупки новой детали, запрессовываем её в ступицу
- Посмотрите следует ли менять стопорное кольцо на новое.
- Запрессовываем ступицу в узел.
- Далее производим монтаж в обратном порядке.
Фотоотчёт
Замена ступичного фланцевого узла заднего колеса
Неразборный узел, когда подшипник совмещен со ступицей, заменить проще: отсоединяют фланец заднего моста, достаточно открутить несколько болтов, но это зависит от конструкции фланца.
- Снимаем суппорт, тормозной диск – операции, как и в предыдущих инструкциях.
- Если диск зажат— прокрутите регулировочное колесико отверткой через специальное отверстие. В зависимости с какой стороны снимаете диск, вращение зубцов колесика вниз или вверх.
- Получить доступ к болтам крепления фланца HUB-3 можно после снятия амортизатора. Предварительно положите под рычаг стойки подставку.
- Открутите 4 болта крепления фланца, отсоедините разъем ABS, снимите ступичный подшипник.
- Сверьте номера старого и нового подшипников задней ступицы.
- Зачистите посадочное место фланца. Монтаж в обратной последовательности.
Фотоотчёт
Видео-инструкции
Замена заднего ступичного подшипника на Kia Sportage
Kia Sportage - замена заднего ступичного подшипника
Виды конструкций ступичных узлов заднего колеса
- HUB-1 имеет два ряда радиально упорных шариковых или роликовых узлов, заключенных в ячейки сепаратора.
Заводское уплотнение надежно герметизирует внутренние детали от попадания воды, абразивных частиц, Смазка препятствует силам трения. Эксплуатация при нормальных условиях достигает пробега 100 000 км.
- HUB-3 – сборная конструкция с фланцем.
Фланцы крепятся: один к кулаку — второй соединен с тормозным и колесным диском. При выходе из строя, примерно 150 000 км пробега в нормальных условиях эксплуатации, меняют целиком. HUB-3 со шлицами предназначен для ведущих колес.
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
- Два однорядных подшипника запрессованы внутри ступицы.
Их запрессовывают в ступицу с двух сторон, сборка насаживается на цапфу кулака, крепится ступичной гайкой. Конструкция характерна для не ведущих задних и передних колес некоторых моделях авто. Комплектуются сальниками, а в некоторых случаях регулировочным проставочными кольцом.?
Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников
- Как смазать подшипник ступицы.
- Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
- Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
- Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
- Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).
Рекомендуемая смазка представлена в таблице:
Марки смазки | Производители | Загуститель | Базовое масло |
---|---|---|---|
RareMax AF-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
6459 Grease N | Showa Shell Sekiyu, K.K. | Карбамид | Минеральное масло |
Pyronoc Universal N-6C | Nisseki Mitsubishi Oil Corporation | Карбамид | Минеральное масло |
HB-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
Ronex MP | Exxon/Mobil | Литий | Минеральное масло |
- Как продлить срок службы.
Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).
Рассчитать срок службы «Калькулятор срока службы ступичных подшипников»
Читайте статью «Момент затяжки ступичных подшипников»
- Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.
Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.
Читайте в статье «Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников»
- Комплект ступичного подшипника - что в него входит.
Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.
- Что использовать пресс или съемник.
Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.
- Подшипники с АБС.
Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.
Выводы и заключение
Замена заднего ступичного подшипника – не сложный процесс, как кажется на первый взгляд. Имея подробные руководства с фото и видеометриалы, данный вид ремонта можно выполнить самостоятельно. То же самое касается и выбора запчастей.
На нашем сайте имеется много полезной информации по данной теме:
- Инструкции и видеоматериалы по замене подшипников.
- Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников.
- Как правильно выбирать подшипник ступицы.
- Как затянуть подшипник ступицы, и на какой момент затяжки.
- Как смазать ступичный подшипник и какой смазкой.
- Подробная статья по замене переднего ступичного подшипника.
- Рассчитать срок службы подшипника ступицы.
- Как проверить ступичный подшипник.
- Как быстро открутить гайку ступичного подшипника.
Момент затяжки гайки подшипника ступицы
11-10-16 256386
Как выбрать ступичный подшипник в 2022 году по производителю
05-05-22 100644
Как сделать грамотную проверку ступичного подшипника
02-03-19 65159
Как легко открутить ступичную гайку - 10 советов
10-03-19 64550
Калькулятор срока службы подшипников ступицы
18-09-16 39629
Всё просто и понятно. Сохранил себе в закладки на всякий пожарный.