Выжимной подшипник сцепления – замена, неисправности, выбор и виды выжимных муфт
- ➡️ Для чего нужен подшипник сцепления
- ➡️ Виды подшипников
- ➡️ Как устроен узел сцепления и расположение подшипника
- ➡️ Почему может сломаться подшипник
- ➡️ Неисправности и их диагностика
- ➡️ Инструкция по замене подшипника сцепления без снятия коробки передач
- ➡️ Как продлить срок службы подшипника
- ➡️ ТОП-5 производителей выжимных подшипников
Сцепление относится к важнейшим узлам трансмиссии автомобиля. Оно должно выдерживать колоссальные нагрузки во время движения. Одной из главных деталей обеспечивающих работу сцепления является выжимной подшипник (ВП или выжимная муфта сцепления).
О его назначении, типах и характерных неисправностях, и как заменить подшипник, рассказано в подробной статье.
Назначение подшипника сцепления
Сцепление предназначено для прекращения подачи крутящего момента от двигателя на КПП. Во время движения, при нажатии водителя на педаль сцепления, передача между двигателем и коробкой передач прерывается.
Для этого, в системе предусмотрен выжимной подшипник. Его задачи:
- Обеспечить усилие на лепестки корзины;
- Плавно вывести первичный вал из контакта с маховиком;
- Изолировать привод сцепления от крутящих нагрузок при нажатии.
Корзина жестко связана с маховиком, поэтому она вращается с постоянными оборотами.
Функция выжимной муфты сцепления – надавить лепестки корпуса без принесения вреда деталям. В момент контакта наружная обойма начинает вращаться с той же скорость, что и двигатель, при этом плавно передавая усилие от ноги человека.
Виды подшипников
Существует два основных вида подшипников, применяемых в системах сцепления механических коробок.
Механические
Механические муфты встречаются на автомобилях советского производства. Некоторые современные образцы, например Приора, также снабжены классической системой. Она неприхотлива, простая в конструкции.
Механизм состоит из:
- педали в салоне;
- металлического троса в защитной оплетке;
- вилки;
- выжимной муфты.
Когда узел включен, деталь не участвует в работе коробки. При нажатии педали натягивается тросик, который двигает вилку. Происходит смещение муфты навстречу лепесткам диафрагменной пружины. Диск выходит из контакта с маховиком.
Механические системы постепенно уступают свое место другим и встречаются реже. Причина – низкое КПД, из-за которого нужно оказывать большое усилие на педаль.
Гидравлические
Привод устроен по схеме тормозной системы:
- главный цилиндр;
- трубопровод;
- бачок для жидкости;
- магистраль;
- рабочий гидравлический цилиндр.
При нажатии на педаль происходит увеличение давления контура. Жидкость переходит из бачка главного цилиндра в рабочий, который перемещает муфту к лепесткам корзины. Происходит выключение сцепления.
Гидравлика имеет больший КПД, чем механика. Вязкость жидкости способствует плавности отключения КПП. Педаль легкая, не вызывает дискомфорта.
Недостаток системы заключается в сложности конструкции. При большом пробеге возможно проникновение воздуха в гидравлическую систему. Разгерметизация контура вызывает провал педали, сцепление перестает работать.
Комбинированные
Комбинированные узлы включают элементы механического и гидравлического привода. Систему можно встретить в классических моделях ВАЗа. Объединяет преимущества двух видов в одном устройстве.
При нажатии педали сцепления задействуется гидравлическая система. В контуре образуется повышенное давление, выполняющее механическую работу. Но жидкость не толкает выжимную муфту. Шток рабочего цилиндра двигает вилку, которая перемещает деталь по поверхности ведущего вала.
Далее принцип действия одинаковый с механической системой. Обойма нажимает лепестки диафрагмы, ведомый диск выходит из контакта, трансмиссия отключается от двигателя.
Устройство узла сцепление и расположение подшипника
Механическое сцепление насчитывает два главных элемента:
- Нажимной диск. Его часто называют корзиной. В корпус встроены пружины-лепестки. Они соединены с круглой плитой, которая прижимает ведомый диск. Нажатие на пружины осуществляется внешней обоймой и вызывает смещение площадки вдоль оси.
- Ведомый диск. Состоит фрикционных секторов, шлицевого паза для соединения с первичным валом, лучевого диска. По кругу установлены демпферные пружины для гашения ударов.
Отключением ведомого диска занимается выжимной подшипник. Он устанавливается на первичном вале. Корпус детали закреплен на вилке, которая входит в защитный колокол коробки передач. Нажатие на педаль двигает подшипник навстречу лепесткам корзины.
Выжимные устройства технологически схожи и состоят из:
- внутренней обоймы (посадочного отверстия под вал);
- механизма качения (роликового или шарикового);
- внешнего корпуса с нажимным пятаком.
В зависимости от конструкции, элементы качения изготавливают из закаленного металла. Корпус муфты отливают из стали или чугуна.
Причины поломки подшипника
Работа выжимного устройства сопряжена с воздействием постоянных динамических нагрузок. Мощность двигателя зависит от оборотов, из-за этого воздействие на деталь не постоянно.
- Долгое удержание сцепления в выключенном состоянии. Неравномерная передача силы влечет усиленный износ детали.
- Резкие броски и нажатия педали. Такой стиль характерен для любителей агрессивной езды. К детали моментально прикладывается большая сила, что может вызвать поломку.
- Неправильная настройка хода тросика или штока рабочего цилиндра. Пятак оказывается в постоянном контакте с вилками.
Все причины неисправностей сводятся к человеческому фактору. Неправильное обращение с педалью влечет резкие нагрузки на деталь. Нередки случаи полного разрушения ВП.
Возможные неисправности их признаки и диагностика
Для диагностики не требуется специального оборудования. Симптомы красноречивы, их сложно спутать с другими элементами. Достаточно самостоятельно прислушаться к автомобилю нажимая педаль.
Признаки неисправности выжимного подшипника:
- свист, хруст, локализующийся в районе педали;
- характерный стук привода на заведенном двигателе;
- толчки при нажатии, клин педали;
- трудное переключение передач, иногда сопровождается посторонними звуками.
Как проверить выжимной подшипник:
- завести двигатель, включить нейтральную передачу;
- нажать сцепление, прислушаться к посторонним шумам;
- включить передачу, плавно отпускать педаль.
Возникновение хотя бы одного описанного симптома указывает на необходимость замены подшипника. Оттягивание процедуры грозит полным его разрушением.
Как проверить выжимной на автомобиле:
Признаки неисправности выжимного подшипника:
Операции по замене разных видов выжимных устройств имеют схожие технологические шаги. Рассмотрим механический и гидравлическую конструкции на конкретных примерах.
Механический тип сцепления. Пошаговая инструкция.
Для наглядности возьмем автомобиль ВАЗ 2114. Перед началом разборки обеспечьте достаточное освещение КПП. Подготовьте рабочее место, инструменты.
После снятие трансмиссии с транспортного средства, можно переходить к замене запчасти:
- Внимательно осмотрите внутреннюю часть колокола. Убедитесь в целостности крепления вилки. Если есть признаки ее повреждения, замените.
- Найдите край пружины, фиксирующей муфту. Подденьте отверткой и снимите подшипник.
- Очистите шлицы вала от старой смазки и грязи.
- Приступаем к замене детали. Смазать посадочные поверхности и вал КПП. Используйте смазку ШРУС.
- Надеваем новую деталь на вал. Устанавливаем фиксирующую пружину.
- Проверяем ход муфты по оси. Он должен быть без заеданий.
- Проверяем вращение роликов (шариков). В процессе не должно быть перекатов, подклинивания и других дефектов.
На этом замена завершена. Коробку передач можно ставит в обратной последовательности.
Гидравлический тип сцепления. Пошаговая инструкция.
В качестве примера рассмотрим автомобиль Ford Focus 2. Подготовительный этап заключаются в снятии коробки передач с двигателя.
Замена выжимного подшипника выполняется по следующему плану:
- Осматриваем внутреннюю часть защитного кожуха. Масло, грязь, продукты износа фрикционных накладок удаляем и очищаем пространство.
- Откручиваем болты крепления корпуса запчасти. Снимаем элемент с вала КП.
- Очищаем посадочную поверхность от следов масла и грязи.
- Устанавливаем новую деталь на вал. Закручиваем болты корпуса гидромуфты.
- Проверяем правильность вывода переходника патрубок-штуцер.
- Устанавливаем трансмиссию на автомобиль согласно инструкции.
По окончанию необходимо прокачать систему гидравлического привода для удаления воздуха. Операцию рекомендуется проводить с напарником. После каждого глубокого нажатия педали, отверните выпускной штуцер и выпустите воздух. Процедуру повторить несколько раз.
Как заменить подшипник сцепления, не снимая коробки передач
Пример замены без снятия КПП на автомобиле Лада Калина. В данном авто применяется механическая система выжимного устройства. Особенностью процедуры является возможность поменять деталь без полного демонтажа коробки.
Перед операцией осмотрите ведомый и главный диски. Если признаков неисправности нет, можно переходить к основному процессу.
Замена подшипника сцепления на ВАЗ 2118 Калина осуществляется следующим образом:
- Выкрутить гайки ступиц обоих колес. Снять приводы с посадочных мест.
- Подпираем коробку передач с нижней стороны домкратом.
- Откручиваем болты крепления к двигателю. Два верхних оставляем нетронутыми.
- На место выкрученных вставляем длинные болты или шпильки, подходящие под размер отверстий.
- Откручиваем оставшиеся «родные» болты.
- Отодвигаем коробку на 20-30 см до появления муфты. Зазор выбирается таким, чтобы рука могла подлезть под вал.
- Производим замену выжимного подшипника сцепления.
- Собираем коробку в обратной последовательности.
Не стоит отодвигать узел слишком далеко. В таком случае увеличится нагрузка на «ухо» крепления, что может его сломать.
На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:
Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы
Правильная работа с педалью сцепления позволит сохранить не только выжимной узел, но и продлит срок службы всему устройству.
- Совет 1: Не практикуйте ненужных резких стартов машины с места. В этот момент возникают огромные динамические нагрузки, способствующие поломки подшипника.
- Совет 2: Не нужно держать сцепление отключенным в пробках или на светофоре. Переведите машину в нейтрал и отпустите педаль.
- Совет 3: Не «бросайте» сцепление. По этой причине изнашивается не только подшипники, но и диск. Лишнее усилие только увеличивает негативный эффект от крутящего момента.
- Совет 4: Избегайте ситуаций с пробуксовкой машины. Для проворачивания колес требуется огромная сила, которая передается через весь механизм привода.
- Совет 5: При замене подшипника опирайтесь на выбор проверенных производителей. Таблица с рекомендуемыми фирмами представлена ниже.
Какой выжимной подшипник выбрать. ТОП-5 фирм производителей
Рассмотрим список наиболее популярных фирм, занимающихся выпуском деталей узла сцепления.
Фирма | Страна | Официальный логотип фирмы | Применяемость |
---|---|---|---|
LuK | Германия | Автомобили концерна VAG | |
Valeo | Франция | Kia, Daewoo, ArvinMeritor, SsangYong и Hyundai | |
SACHS | Германия | Mersedes, Audi, BMW, Opel, Porsche, Rover, Fiat, Jaguar, Ford, MAN, Peugeot, Toyota | |
INA | Германия | Mercedes-Benz, Peugeot, Audi/VW, а также Renault, Opel | |
LPR | Италия | Renault, Mazda, GM, а также PSA Group |
Заключение
Среди всех компонентов автомобиля, выжимной подшипник кажется незаметным. Но даже такая небольшая деталь является неотъемлемой частью устройства сцепления. Без него невозможна работа механической коробки передач. Малейшие намеки на неисправность говорят о необходимости замены детали.
Надежность и правильная эксплуатация выжимного устройства – залог комфортной езды автомобилем.
Лучшее на сайте:
Динамометрический ключ для автомобиля - как выбрать?
05-11-16 99732
Как заменить подшипник первичного вала КПП на ВАЗ 2107
25-04-17 95971
Замена выжимного подшипника на Ладе Калина своими руками
24-05-17 69185
Замена выжимного подшипника сцепления на Форд Фокус 2
18-04-17 62941
Как самому на ВАЗ 2114 заменить выжимной подшипник
11-03-17 52419