Выжимной подшипник сцепления - какие бывают и как заменить Замена выжимного подшипника: каталог материалов
Рейтинг контента 3.37 Голосов 38

Выжимной подшипник сцепления – замена, неисправности, выбор и виды выжимных муфт

Выжимной подшипник сцепления
Содержание страницы:
  1. ➡️ Для чего нужен подшипник сцепления
  2. ➡️ Виды подшипников
    1. ➡️ Механические
    2. ➡️ Гидравлические
    3. ➡️ Комбинированные подшипники
  3. ➡️ Как устроен узел сцепления и расположение подшипника
  4. ➡️ Почему может сломаться подшипник
  5. ➡️ Неисправности и их диагностика
    1. ➡️ Инструкция по замене подшипника - механический тип сцепления
    2. ➡️ Замене выжимного подшипника - гидравлический тип сцепления
  6. ➡️ Инструкция по замене подшипника сцепления без снятия коробки передач
  7. ➡️ Как продлить срок службы подшипника
  8. ➡️ ТОП-5 производителей выжимных подшипников
    1. ➡️ Выводы
 

 

Сцепление относится к важнейшим узлам трансмиссии автомобиля. Оно должно выдерживать колоссальные нагрузки во время движения. Одной из главных деталей обеспечивающих работу сцепления является выжимной подшипник (ВП или выжимная муфта сцепления).

О его назначении, типах и характерных неисправностях, и как заменить подшипник, рассказано в подробной статье.

Подшипник сцепления

Назначение подшипника сцепления

Сцепление предназначено для прекращения подачи крутящего момента от двигателя на КПП. Во время движения, при нажатии водителя на педаль сцепления, передача между двигателем и коробкой передач прерывается.

Для этого, в системе предусмотрен выжимной подшипник. Его задачи:

  1. Обеспечить усилие на лепестки корзины;
  2. Плавно вывести первичный вал из контакта с маховиком;
  3. Изолировать привод сцепления от крутящих нагрузок при нажатии.

Подшипник сцепления

Корзина жестко связана с маховиком, поэтому она вращается с постоянными оборотами.

Функция выжимной муфты сцепления – надавить лепестки корпуса без принесения вреда деталям. В момент контакта наружная обойма начинает вращаться с той же скорость, что и двигатель, при этом плавно передавая усилие от ноги человека.

Виды подшипников

Существует два основных вида подшипников, применяемых в системах сцепления механических коробок.

Механические

Выжимной механический подшипник сцепления

Механические муфты встречаются на автомобилях советского производства. Некоторые современные образцы, например Приора, также снабжены классической системой. Она неприхотлива, простая в конструкции.

Механизм состоит из:

  1. педали в салоне;
  2. металлического троса в защитной оплетке;
  3. вилки;
  4. выжимной муфты.

Выжимной механический подшипник сцепления

Когда узел включен, деталь не участвует в работе коробки. При нажатии педали натягивается тросик, который двигает вилку. Происходит смещение муфты навстречу лепесткам диафрагменной пружины. Диск выходит из контакта с маховиком.

Механические системы постепенно уступают свое место другим и встречаются реже. Причина – низкое КПД, из-за которого нужно оказывать большое усилие на педаль.

Гидравлические

Выжимной гидравлический подшипник сцепления

Привод устроен по схеме тормозной системы:

  1. главный цилиндр;
  2. трубопровод;
  3. бачок для жидкости;
  4. магистраль;
  5. рабочий гидравлический цилиндр.

При нажатии на педаль происходит увеличение давления контура. Жидкость переходит из бачка главного цилиндра в рабочий, который перемещает муфту к лепесткам корзины. Происходит выключение сцепления.

Выжимной гидравлический подшипник сцепления

Гидравлика имеет больший КПД, чем механика. Вязкость жидкости способствует плавности отключения КПП. Педаль легкая, не вызывает дискомфорта.

Недостаток системы заключается в сложности конструкции. При большом пробеге возможно проникновение воздуха в гидравлическую систему. Разгерметизация контура вызывает провал педали, сцепление перестает работать.

Сцепление

Комбинированные

Комбинированные узлы включают элементы механического и гидравлического привода. Систему можно встретить в классических моделях ВАЗа. Объединяет преимущества двух видов в одном устройстве.

При нажатии педали сцепления задействуется гидравлическая система. В контуре образуется повышенное давление, выполняющее механическую работу. Но жидкость не толкает выжимную муфту. Шток рабочего цилиндра двигает вилку, которая перемещает деталь по поверхности ведущего вала.

Далее принцип действия одинаковый с механической системой. Обойма нажимает лепестки диафрагмы, ведомый диск выходит из контакта, трансмиссия отключается от двигателя.

Устройство узла сцепление и расположение подшипника

Механическое сцепление насчитывает два главных элемента:

  1. Нажимной диск. Его часто называют корзиной. В корпус встроены пружины-лепестки. Они соединены с круглой плитой, которая прижимает ведомый диск. Нажатие на пружины осуществляется внешней обоймой и вызывает смещение площадки вдоль оси.
  2. Ведомый диск. Состоит фрикционных секторов, шлицевого паза для соединения с первичным валом, лучевого диска. По кругу установлены демпферные пружины для гашения ударов.

Сцепление

Отключением ведомого диска занимается выжимной подшипник. Он устанавливается на первичном вале. Корпус детали закреплен на вилке, которая входит в защитный колокол коробки передач. Нажатие на педаль двигает подшипник навстречу лепесткам корзины.

Выжимные устройства технологически схожи и состоят из:

  1. внутренней обоймы (посадочного отверстия под вал);
  2. механизма качения (роликового или шарикового);
  3. внешнего корпуса с нажимным пятаком.

В зависимости от конструкции, элементы качения изготавливают из закаленного металла. Корпус муфты отливают из стали или чугуна.

Причины поломки подшипника

Работа выжимного устройства сопряжена с воздействием постоянных динамических нагрузок. Мощность двигателя зависит от оборотов, из-за этого воздействие на деталь не постоянно.

Стоит помнить:
Крутящий момент оказывает нагрузку только при нажатой педали. Исходя из этого, выделим наиболее распространенные признаки неисправности выжимного подшипника описаны ниже.
  1. Долгое удержание сцепления в выключенном состоянии. Неравномерная передача силы влечет усиленный износ детали.
  2. Резкие броски и нажатия педали. Такой стиль характерен для любителей агрессивной езды. К детали моментально прикладывается большая сила, что может вызвать поломку.
  3. Неправильная настройка хода тросика или штока рабочего цилиндра. Пятак оказывается в постоянном контакте с вилками.

Все причины неисправностей сводятся к человеческому фактору. Неправильное обращение с педалью влечет резкие нагрузки на деталь. Нередки случаи полного разрушения ВП.

Возможные неисправности их признаки и диагностика

Для диагностики не требуется специального оборудования. Симптомы красноречивы, их сложно спутать с другими элементами. Достаточно самостоятельно прислушаться к автомобилю нажимая педаль.

Признаки неисправности выжимного подшипника:

  • свист, хруст, локализующийся в районе педали;
  • характерный стук привода на заведенном двигателе;
  • толчки при нажатии, клин педали;
  • трудное переключение передач, иногда сопровождается посторонними звуками.

Как проверить выжимной подшипник:

  • завести двигатель, включить нейтральную передачу;
  • нажать сцепление, прислушаться к посторонним шумам;
  • включить передачу, плавно отпускать педаль.

Возникновение хотя бы одного описанного симптома указывает на необходимость замены подшипника. Оттягивание процедуры грозит полным его разрушением.

Как проверить выжимной на автомобиле:

Признаки неисправности выжимного подшипника:

При диагностике помните об особенности ВП:
Стук нажатой педали не всегда говорит о неисправности. В холодную пору это нормальное явление. Ролики (шарики) изготавливаются из стали, не имеющей большого линейного расширения. Обойма отлита из металла, подвергнутого термическому воздействию. Эта разность может вызывать появление зазора, допустимого для эксплуатации.
Как заменить выжимной подшипник

 

Горячие темы журнала ЗА РУЛЕМ:

 

 

Операции по замене разных видов выжимных устройств имеют схожие технологические шаги. Рассмотрим механический и гидравлическую конструкции на конкретных примерах.

Механический тип сцепления. Пошаговая инструкция.

Для наглядности возьмем автомобиль ВАЗ 2114. Перед началом разборки обеспечьте достаточное освещение КПП. Подготовьте рабочее место, инструменты.

Совет:
Операцию по снятию коробки передач рекомендуется выполнять на яме. Таким образом, обеспечивается полный доступ к КПП. Не лишней станет помощь напарника.
Фото-отчёт снятия КПП:

Воздушный фильтр ВАЗ 2114 Воздушный фильтр ВАЗ 2114 Клеммы аккумулятора ВАЗ

Откручивание болтов коробки передач ваз 2114 Болты крепления коробки передач ваз 2114 Клеммы стартёра ваз 2114

Стяние стартёра ваз 2114 Стяние тросика сцепления ваз 2114 Снятие передних колёс ВАЗ 2114

Скручивание гайки ступицы ВАЗ Снятие брызговиков ВАЗ 2114 Снятие брызговиков ВАЗ 2114

Снятие зашиты картера ВАЗ 2114 Демонтаж кронштейна растяжки ВАЗ 2114 Демонтаж кронштейна растяжки ВАЗ 2114

Снятие стабилизатора ВАЗ Снимаем шаровые опоры ВАЗ Снятие рычага подвески с растяжкой ВАЗ 2114

Слив масла с КПП ВАЗ Слив масла с КПП ВАЗ 2114 Демонтаж гаранты из ступицы ВАЗ

Демонтаж вала привода из КПП ВАЗ 214 Клемма заднего хода ВАЗ Отсоединение КПП от двигателя ВАЗ

Снятие стартёра ВАЗ 2114 Снятие стартёра ВАЗ 2114 Снятие тяги переключения передач

Снятие тяги переключения передач Клемма датчика скорости Боковая подушка КПП ВАЗ

Задняя подушка КПП ВАЗ Болт кронштейна КПП ВАЗ 2114 Снятие КПП ВАЗ 2114

Снятие КПП ВАЗ 2114

После снятие трансмиссии с транспортного средства, можно переходить к замене запчасти:

  1. Внимательно осмотрите внутреннюю часть колокола. Убедитесь в целостности крепления вилки. Если есть признаки ее повреждения, замените.
  2. Найдите край пружины, фиксирующей муфту. Подденьте отверткой и снимите подшипник.
  3. Очистите шлицы вала от старой смазки и грязи.
  4. Приступаем к замене детали. Смазать посадочные поверхности и вал КПП. Используйте смазку ШРУС.
  5. Надеваем новую деталь на вал. Устанавливаем фиксирующую пружину.
  6. Проверяем ход муфты по оси. Он должен быть без заеданий.
  7. Проверяем вращение роликов (шариков). В процессе не должно быть перекатов, подклинивания и других дефектов.

На этом замена завершена. Коробку передач можно ставит в обратной последовательности.

Совет:
Обязательно проверьте состояние ведущего, ведомого дисков сцепления, корзины.
Фото-отчёт замены ВП

Направляющая втулка с выжимным подшипником Направляющая втулка без выжимного подшипника Направляющая втулка выжимного подшипника

Выжимной подшипник ВАЗ Установка выжимного подшипника ваз 2114 Установка выжимного подшипника ваз 2114

Выжимной подшипник заменён Монтаж коробки передач ваз 2114

Гидравлический тип сцепления. Пошаговая инструкция.

В качестве примера рассмотрим автомобиль Ford Focus 2. Подготовительный этап заключаются в снятии коробки передач с двигателя.

Совет:
Болты крепления коробки различаются по длине. Обязательно промаркируйте их перед откручиванием.
 

 

Горячие темы на DRIVE2:

 

Фото-отчёт снятия КПП:

Передняя решётка радиатора Форд Фокус 2 Решётка радиатора Форд Фокус 2 Снятие воздушного фильтра Форд Фокус 2

Демонтаж воздушного фильтра Форд Фокус 2 Воздушная заслонка Форд ФОкус Аккумулятор Форд Фокус 2

Блок управления Форд Фокус 2 Тросик переключения скоростей Форд Фокус 2 Шланг гидравлики сцепелния

Шланг гидравлики сцепелния Форд Фокус 2 Сапун двигателя Верхние болты коробки передач Форд Фокус 2

Снятые колеса у Ford Focus 2 Тросики коробки передач Форд Фокус 2 Тросики коробки передач Форд Фокус 2

Снятие тросика переключения передач Форд Фокус 2 Слив масла КПП у Ford Focus 2 Приаод колеса и шаровая опора Ford Focus 2

Вал привода коробки передач Ford Focus 2 Вал привода коробки передач Ford Focus 2 Скоба подвесного подшипника Ford Focus 2

Отверстия приводных валов КПП Ford Focus 2 Демонтаж коробки передач Ford Focus 2 Болты подушки коробки передач Ford Focus 2

Болты болты крепления КПП к двигателю Ford Focus 2 Демонтаж коробки передач Форд Фокус 2 Снятие коробки передач Ford Focus 2

Снятие коробки передач Ford Focus 2

Замена выжимного подшипника выполняется по следующему плану:

  1. Осматриваем внутреннюю часть защитного кожуха. Масло, грязь, продукты износа фрикционных накладок удаляем и очищаем пространство.
  2. Откручиваем болты крепления корпуса запчасти. Снимаем элемент с вала КП.
  3. Очищаем посадочную поверхность от следов масла и грязи.
  4. Устанавливаем новую деталь на вал. Закручиваем болты корпуса гидромуфты.
  5. Проверяем правильность вывода переходника патрубок-штуцер.
  6. Устанавливаем трансмиссию на автомобиль согласно инструкции.

По окончанию необходимо прокачать систему гидравлического привода для удаления воздуха. Операцию рекомендуется проводить с напарником. После каждого глубокого нажатия педали, отверните выпускной штуцер и выпустите воздух. Процедуру повторить несколько раз.

Совет:
Внимательно осмотрите жидкость внутри бачка сцепления. Она не должна быть мутной, грязной. В противном случае удалите ее шприцом, залейте новую и прокачайте систему.
Фото-отчёт замены ВП

Замена выжимного подшипника Форд Фокус 2 Замена выжимного подшипника на Форд Фокус 2 Установка выжимного подшипника сцепелния Форд Фокус 2

Установка выжимного подшипника сцепелния на Форд Фокус 2 Установка выжимного подшипника сцепелния на Форд Фокус 2

Как заменить подшипник сцепления, не снимая коробки передач

Пример замены без снятия КПП на автомобиле Лада Калина. В данном авто применяется механическая система выжимного устройства. Особенностью процедуры является возможность поменять деталь без полного демонтажа коробки.

Перед операцией осмотрите ведомый и главный диски. Если признаков неисправности нет, можно переходить к основному процессу.

Замена подшипника сцепления на ВАЗ 2118 Калина осуществляется следующим образом:

  1. Выкрутить гайки ступиц обоих колес. Снять приводы с посадочных мест.
  2. Подпираем коробку передач с нижней стороны домкратом.
  3. Откручиваем болты крепления к двигателю. Два верхних оставляем нетронутыми.
  4. На место выкрученных вставляем длинные болты или шпильки, подходящие под размер отверстий.
  5. Откручиваем оставшиеся «родные» болты.
  6. Отодвигаем коробку на 20-30 см до появления муфты. Зазор выбирается таким, чтобы рука могла подлезть под вал.
  7. Производим замену выжимного подшипника сцепления.
  8. Собираем коробку в обратной последовательности.

Не стоит отодвигать узел слишком далеко. В таком случае увеличится нагрузка на «ухо» крепления, что может его сломать.

Важное замечание:
Убедитесь в надежной подпорке КПП. Это обезопасит вас от падения коробки при выполнении работы.
Фото-отчёт замены ВП без снятия КПП

Замена выжимного подшипника без снятия коробки Замена выжимного подшипника без снятия коробки

ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:

На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:

Примечание:
Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!

Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы

Правильная работа с педалью сцепления позволит сохранить не только выжимной узел, но и продлит срок службы всему устройству.

  • Совет 1: Не практикуйте ненужных резких стартов машины с места. В этот момент возникают огромные динамические нагрузки, способствующие поломки подшипника.
  • Совет 2: Не нужно держать сцепление отключенным в пробках или на светофоре. Переведите машину в нейтрал и отпустите педаль.
  • Совет 3: Не «бросайте» сцепление. По этой причине изнашивается не только подшипники, но и диск. Лишнее усилие только увеличивает негативный эффект от крутящего момента.
  • Совет 4: Избегайте ситуаций с пробуксовкой машины. Для проворачивания колес требуется огромная сила, которая передается через весь механизм привода.
  • Совет 5: При замене подшипника опирайтесь на выбор проверенных производителей. Таблица с рекомендуемыми фирмами представлена ниже.

Какой выжимной подшипник выбрать. ТОП-5 фирм производителей

Рассмотрим список наиболее популярных фирм, занимающихся выпуском деталей узла сцепления.

ФирмаСтранаОфициальный логотип фирмыПрименяемость
LuK Германия

Подшипники LuK

Автомобили концерна VAG
Valeo Франция

Подшипники Valeo

Kia, Daewoo, ArvinMeritor, SsangYong и Hyundai
SACHS Германия

Подшипники SACHS

Mersedes, Audi, BMW, Opel, Porsche, Rover, Fiat, Jaguar, Ford, MAN, Peugeot, Toyota
INA Германия

Опорные подшипники INA

Mercedes-Benz, Peugeot, Audi/VW, а также Renault, Opel
LPR Италия

Подшипники LPR

Renault, Mazda, GM, а также PSA Group

LuK

Примечание:
Для отечественного автопрома присутствуют варианты от Valeo. Пользуются популярностью детали от завода Lada, которые можно найти в любом магазине запчастей.

Заключение

Среди всех компонентов автомобиля, выжимной подшипник кажется незаметным. Но даже такая небольшая деталь является неотъемлемой частью устройства сцепления. Без него невозможна работа механической коробки передач. Малейшие намеки на неисправность говорят о необходимости замены детали.

Надежность и правильная эксплуатация выжимного устройства – залог комфортной езды автомобилем.

 

 

Автор материала:
Статьи по вашему авто от эксперта:

 

Задайте вопрос или оставьте своё мнение:

Сергей.
Значит так. Это не виды подшипников, а виды механического или гидравлического привода. Есть подшипники закрытого типа и есть открытого, графитные. Автору бы надо это знать. Даже в гидроприводе стоит обычный подшипник закрытого типа. Вся разница только в том, что устанавливается на первичном валу. Есть гидропривод с рабочим цилиндром сцепления на картере маховика.
Андрей
С заменой выжимного подшипника сталкиваются все водителя, поэтому это актуальная тема. В статье очень доступно и понятно изложен процесс выполнения замены выжимного подшипника.